Приветствие президента
LOTTE Confectionery - это лучшая кондитерская фабрика в Корее. Не останавливаясь на достигнутом, LOTTE Confectionery разрастается в глобальную компанию. В настоящее время LOTTE Confectionery ставит перед собой цель стать «Азиатской Кондитерской Компанией №1».
Добро пожаловать всем. Я хочу поблагодарить вас за непрерывную поддержку и помощь нашей компании.
Мы прилагаем все усилия для выполнения нашей корпоративной философии. А именно, мы хотим внести свой вклад в здоровье и счастье людей. На данный момент LOTTE Confectionery признана лучшей кондитерской компанией в Корее, и выпускаемая продукция любима людьми всех возрастов.
Давайте Изменимся к лучшему!
MIN MYUNG KI (Мин Мёнг Ки)

Интервью с Председателем Правления LOTTE Group Шин Донг Бин
- Lotte Group - очень диверсифицированный холдинг: ваши компании занимаются производством продуктов питания и напитков, розничной торговлей, гостиничным бизнесом, строительством, даже нефтехимией. Но какие виды бизнеса кажутся вам наиболее перспективными для LOTTE Group?
- Исторически наша группа была создана как производитель кондитерских изделий, но сегодня кондитерские изделия, безалкогольные и алкогольные напитки - это только 10% оборота. С точки зрения перспектив роста это по-прежнему солидный бизнес: темпы роста там не рекордные, но удовлетворительные. И вне зависимости от того, в каком состоянии находится экономика, этот бизнес остается очень стабильным.
- А как ваш гостиничный бизнес?
- Теперь хорошо - благодаря китайским туристам [начавшим приезжать в Корею]. Число российских туристов с прошлого года также растет благодаря отмене визового режима между Россией и Кореей. Даже несмотря на значительное ослабление рубля, в Корею из России в прошлом году приехало на 30% больше туристов, число россиян [в пятизвездочном] Lotte HоtelSeoul выросло на 20%.
- Хотя в целом, конечно, гостиничный и туристический бизнес очень зависит от состояния экономики и отличается очень серьезными колебаниями: например, из-за прошлогодних протестов в Гонконге загрузка гостиниц в регионе очень упала.


Ключевые факторы успеха
- Как появлялись новые бизнесы у Lotte? Почему, начав с производства кондитерских изделий, компания пошла в розничную торговлю и гостиничный бизнес, а, например, не в производство автомобилей или телекоммуникации?
- Lotte - корейский чеболь, но исторически инкорпорирована как японская компания, поскольку наш главный председатель [Шин Гёк Хо] учился в Токио (тогда Корея была колонией Японии) и основал там компанию после окончания Второй мировой войны. Позже он начал инвестировать в Корею. Уровень экономического развития Японии и Кореи тогда очень сильно различался, и наш главный председатель решил: в дополнение к производству продуктов неплохо было бы открыть универмаг в Корее. Он предвидел большой рост в розничной торговле в Корее - именно так и случилось. Это стало одним из ключевых факторов успеха Lotte. Мы начали как оператор универмагов, а затем добавили гипермаркеты, супермаркеты, магазины «у дома» и dutyfree.
- Название вашей компании Lotte восходит к имени главной героини «Страданий юного Вертера» Гете - Шарлотте. Вы знаете, почему ваш отец выбрал это имя для своей компании?
- (Смеется.) Отец обожает Гете и однажды рассказал, что мечтал быть Вертером. Надо принимать во внимание, что в то время он был студентом, учился в чужой стране и, очевидно, страдал вдали от родины и близких. Лотту в романе Гете обожают все, и, выбирая такое имя для своей компании, отец хотел, чтобы и ее любили все клиенты.
- В каждом номере каждого вашего отеля есть томик «Страданий юного Вертера». А сколько изданий этой книги есть в вашей домашней библиотеке?
- Есть издания на корейском, японском, английском и немецком. Много лет назад я учил немецкий, но, честно признаюсь, что «Страдания юного Вертера» в оригинале не читал (смеется).
- Агентство Nikkei писало про вас: «Используя опыт, приобретенный в лондонском офисе NomuraSecurities, председатель правления Lotte Group Шин Донг Бин с 2002 г. скупил около 40 компаний, потратив на поглощения $9,6 млрд. Какой путь развития Lotte Group вам кажется более перспективным - за счет естественного роста или поглощений?
- С 2001 г. LOTTE Group купила 60 компаний. Естественный рост дает нам 2/3, поглощения - 1/3 роста. Но мы не хотим идти в сферы бизнеса, совсем новые для нас, предпочитая развиваться в тех, которые нам знакомы и понятны. Судостроением, автомобилями или самолетами мы заниматься не собираемся. Мы хотим оставаться рядом с конечными потребителями.
- Единственное исключение - нефтехимия. Но даже в нефтехимии мы, в том числе работаем и для конечных покупателей, являясь поставщиками комплектующих для телекоммуникационных и автомобильных компаний. Крупнейшая нефтехимическая компания Кореи - LG Chem, мы конкурируем с ними. Они незначительно больше нас, но у нас выше темпы роста.
- В гостиничный бизнес LOTTE Group пришла по воле вашего отца или это было уже ваше бизнес-решение?
- Гостиничный бизнес отец начал развивать по просьбе корейского правительства. Наш первый отель [пятизвездочный] Lotte HotelSeoul [на 1120 номеров] мы открыли в 1977 г. - до этого в Корее не было высококлассных отелей, и Корея как туристическое направление не существовала. Сегодня ситуация радикально другая. Конечно, помогли и летние Олимпийские игры, которые Сеул принимал в 1988 г. До этого момента основной поток иностранных туристов концентрируется в Сеуле. Но в 2018 г. Корея будет принимать зимние Олимпийские игры, и я надеюсь, что после этого туристы начнут приезжать в Корею и чтобы кататься на горных лыжах, и чтобы узнать корейскую природу. Что, естественно, будет очень хорошо и для LOTTE Group.
- Я был в Сочи года за три-четыре до начала Игр. Тогда многие объекты еще только начинали строиться, и я, честно говоря, сомневался, успеют ли все достроить. Но Олимпиада в Сочи прошла столь блестяще, что нам, корейцам, теперь надо трудиться очень упорно для организации
- Lotte Group знаменита своими небоскребами, которые ваша группа сама же проектирует и строит. В Lotte CenterHanoi - 65 надземных этажей, устроящейся Lotte WorldTower в Пусане будет 107 надземных этажей, у сеульской Lotte WorldTower будет и того больше - 123 надземных этажа. Что сложнее всего в таких проектах: получить разрешение, построить или управлять?
- Сконструировать и построить несложно. Сложнее всего получить разрешение. Чтобы получить разрешение на строительство Lotte WorldTower в Сеуле, нам понадобилось почти 20 лет. Дело в том, что неподалеку от нашей башни располагается небольшой аэродром, который используется по большей части корейскими ВВС. Возникла серьезная дискуссия: нарушает ли наш небоскреб высотный регламент, который требуется аэродрому, или нет. Переговоры продолжались почти 20 лет, и в результате мы потратили почти $100 млн, чтобы развернуть взлетно-посадочную полосу аэродрома на три градуса.
- В Сеуле есть и другие высотные здания, пусть и не столь впечатляющие. А в Ханое ваш небоскреб смотрится абсолютным монстром на фоне существующей в городе застройки. Сложно было получить разрешение на строительство во Вьетнаме?
- Нет - потому что правительство хотело комплекс зданий такого уровня в городском центре. В Lotte CenterHanoi расположены офисы, апартаменты, магазины, а также посольства семи государств, включая ФРГ и Малайзию.
- Штаб-квартира вашей компании переедет в сеульский Lotte WorldTower, когда небоскреб будет достроен?
- Да, и не только штаб-квартира. С 61-го по 85-й этаж в небоскребе будут апартаменты, в том числе и моя новая квартира. А еще выше, на 86-119-м этажах будет шестизвездочный, самый высокий в мире, отель. Надеюсь, с соответствующими - самыми высокими в мире - ценами (смеется).
- В сеульском Lotte WorldTower будут работать более 20 000 человек, а посетителей магазинов будет на порядок больше. Как вы обеспечите транспортную доступность?
- Часть нашего земельного участка, на котором находится Lotte WorldTower, мы передали городу, чтобы он смог расширить прилегающие дороги. В подземной части башни будет огромное парковочное пространство на 3500 автомобилей, включающее парковки для автобусов. Так что пробок быть не должно. Я считаю, что высокое здание с прилегающими широкими дорогами лучше, чем маленькое с узкими.
- В Lotte Group ежегодно проходят плановые повышения менеджеров. Как организован этот процесс и что он дает компании?
- Исторически только вышестоящие начальники оценивали нижестоящих, но теперь мы развернули эту систему на 360 градусов: теперь и нижестоящие сотрудники оценивают своих начальников, а также люди на сопоставимых позициях. Это позволяет увидеть более объективную картину. Кроме того, это способствует развитию демократии в компании. В корейской корпоративной культуре начальник - это все, его распоряжение - закон. Мы хотим сделать систему гибче. Конечно, это небыстрый процесс - изменения идут уже 10 лет, с тех пор как я занял пост вице-председателя Lotte. В том числе мы стараемся перенимать опыт наших бизнес-партнеров - таких как PepsiCo, Canon, - мы многому у них учимся, сочетая их лучшие бизнес-практики с нашей корпоративной культурой.
- LOTTE Group объявила, что хочет довести долю женщин среди топ-менеджмента до 30%. Что вам это даст?
- Во-первых, почему мы приняли такое решение. Потому что женщины составляют 70% покупателей наших кондитерских изделий и в наших универмагах. 20 лет назад, когда я начал работать в Lotte DepartmentStore, все решения там, направленные в том числе и на женскую аудиторию, принимались мужчинами. Это, мягко говоря, странно. Уже тогда я понял - такую систему надо менять, иначе мы не выживем. Сегодня среди наших директоров порядка 5% - женщины. Конечно, в абсолютных цифрах это все еще очень мало, но по сравнению с другими корейскими компаниями много. К 2020 г. минимум 30% наших директоров будут женщины. Обязательно будут. В корейской ментальности строительство или нефтехимия - это мужские отрасли. Нет. Мы должны эту ментальность изменить.
- Вы строите глобальную группу, поставили цель войти в число 10 крупнейших компаний Азии к 2018 г. Иностранные менеджеры для этого вам нужны?
- На локальных рынках мы привлекаем местных менеджеров. Например, в Казахстане, где у нас есть кондитерская фабрика, у нас всего два корейских менеджера, а остальные - местные. А программа повышения руководителей охватывает не только корейских менеджеров, но и иностранных. Например, в прошлом году в топ-менеджмент (executiveposts) были введены управляющий Lotte HotelMoscowМортен Андерсен - он датчанин и Джозеф Бунтаран, руководитель оптовых продаж Lotte MartIndonesia. Пока у нас есть целевые показатели только по проценту женщин в руководстве компании, но через 3-5 лет, думаю, появится следующий - по доле иностранцев в топ-менеджменте. Тогда, думаю, наши советы директоров будут проходить на английском вместо корейского. Вернее, такая практика у нас уже есть: в начале марта во Вьетнаме состоится ежегодное совещание директоров нашей компании, которая занимается продуктами питания, там будут менеджеры из Кореи, Японии, России, Казахстана, США и всех наших прочих стран - и там мы будем говорить по-английски.
- Каждая среда в офисах Lotte Group - это FamilyLoveDay, когда сотрудники могут уходить с работы раньше. Зачем вы ввели такой день и как он организован?
- Мы хотим повышать эффективность труда и FamilyLoveDay - одна из мер по достижению этой цели. Корейцы привыкли проводить на работе слишком много времени. И в некоторых случаях просто потому, что коллега остается в офисе: мне уже нечего делать, но я буду сидеть на работе, потому что и коллега сидит. Это глупо. Поэтому мы и ввели FamilyLoveDay: чтобы побудить людей работать эффективнее и раньше уходить с работы. Изначально, когда мы ввели этот день, люди все равно продолжали сидеть до 22 часов. Но теперь мы просто отключаем [в 18 часов] кондиционирование и интернет, чтобы люди не могли работать и расходились по домам, к семьям.